Годание на Рождество Христово

Рождество Христово

конкурсы, игры

Сотни лет так праздновали Рождество и Новый год: метёт метелица по ночному селу. С весёлым хохотом бежит по заснеженным улицам ватага молодёжи. Стучат в ворота, поют песни, сыпят зерно прямо на снег, и, получив дары от хозяев, бегут к следующему дому… И не только в России, но и на Украине и в Белоруссии так проходил обряд.

Обряд этот назывался по-разному - где колядованье, где виноградье. Сохранился он и до наших дней, благополучно перебравшись из деревни в город.

Здесь по лестницам многоэтажек, колотя в двери и распевая: "Сеем, веем, посеваем, с новым годом поздравляем" носится детвора. Редко кто не открывает им двери. Люди верят, что рассыпанные колядующими пшено или рис принесут счастье и благополучие.
- Обычаю этому не то что несколько сотен, а несколько тысяч лет. Конечно, в древности всё происходило совершенно не так.

Праздники Рождества и Нового года приходятся на самые холодные дни зимы и самые длинные ночи. А раньше это было время Карачуна или, по-другому, Коляды. Так звали подземного бога древних славян, бога смерти.

В это время, когда земля уснула под толстым снежным саваном, грозный бог путешествовал по миру, в окружении медведей шатунов, в любой момент способных обернутся буранами, и голодных злобных волков-метелей. Они собирали свою жатву - от лютых морозов гибли и звери в лесах, и скот прямо в хлеву, да и человек мог замёрзнуть хоть в дороге, хоть в холодной нетопленой хибаре.

Особенно часто жертвами мороза становились самые слабые - старики и дети. А вслед за морозом шёл голод, и тоже не щадил никого. От холода и голода до прихода весны могли вымереть целые семьи.

Чтобы смерть не лютовала, жрецы-волхвы собирали дань с каждого дома. В самой глубокой древности это был скот, а иногда и пленные. Их отводили в специальное место, где стоял идол Карачуна. И под пение гимнов сжигали. Затем живые жертвы заменил просто на еду и подарки - одежду, золото, утварь.

Времена менялись, на смену язычества пришло христианство. Забывался грозный бог Карачун, превращаясь в сверхъестественного духа, по-прежнему остававшегося властелином холода. Звали его теперь Дедом Морозом или Морозко.

Был он уже не таким свирепым, и не нуждался в кровавых жертвах и драгоценных дарах. Наоборот, проявив при встрече с ним трудолюбие, доброе сердце или смекалку, можно было рассчитывать на его щедрость.

А постепенно, где-то начиная с восемнадцатого века, он и вовсе переселяется в область сказок, где и остаётся по сей день. Теперь он просто добродушный дед, любящий детей, и одаривающий их подарками. Лишь иногда вспоминается древнее - что он может сковать реки и заморозить птиц в гнёздах.

Память же об обычаях, связанных с чествованием Карачуна держалась дольше. Они плавно перенеслись на Рождество, Новый год и Святки, благо, время совпало. Только волхвов заменили колядующие (само слово родственно с одним из имён бога Карачуна - Коляда), а жертвоприношения богу - съестное и деньги, которыми одаривали колядующих.

И традиция гадать под Рождество корнями отсюда. Кто лучше Карачуна, властелина жизни и смерти, мог помочь заглянуть в будущее?

Раньше был сложный ритуал гаданий на будущее, когда из закрытой полотенцем миски вытаскивали колечки под пение специальных "подблюдных" песен. Содержание песни и определяло судьбу хозяйки кольца. Сейчас так уже и не гадают, и песни позабыты, а ведь идут они ещё от тех текстов, что когда-то читали волхвы.

Зато сохранилось много других, не менее древних обычаев. Например, гадание на хлебе. В миску с водой кладут столько небольших кусочков хлеба, сколько человек живёт в семье. Только они разных размеров.

Например, кусочки родителей больше, чем детей, а мужа - больше чем жены, у детей они тоже больше у того, кто старше. Так делается, чтобы потом отличить один от другого. Их перемешивают в миске со словами: "Кружись, хлеб, да вода, здесь вся моя семья.

Если будет беда, разлучи, хлеб вода". А утром смотрят, что вышло. Если все они вместе, значит, всё будет хорошо. А вот если чей-то кусочек отплыл в сторону, значит тот, кого он символизирует, умрёт или уедет. Даже сейчас было бы неприятно получить подобное предзнаменование несчастья. А в те времена, когда к гаданьям относились серьёзно, подобный результат и вовсе приравнивался к приговору.

Еще сходное гаданье - брали напёрстки, и на каждый загадывали имя кого-нибудь из членов семьи. Воду в них наливали после полуночи, а сами напёрстки ставили на разные окна. Утром смотрели сколько в них осталось воды. У кого больше, тот проживёт дольше, у кого меньше, соответственно, меньше. А у кого совсем мало, тот и совсем скоро умрёт.

А вот как гадали девушки, желавшие узнать про своё будущее - выходили в полночь на улицу, ложились прямо в снег, и уходили, не оглядываясь. Наутро рассматривали то, что осталось от снежного отпечатка - если он весь как бы чёрточками исчерчен, значит, муж будет грубым и жестоким.

Если наоборот, гладкий, будет мягким и добрым. Если глубокий - несколько раз замуж выходить. Если его замело, скорая свадьба не грозит. А если холмик образовался - смерть не за горами.

Одним из самых распространенных девичьих гаданий в древности на Рождество и Святки было гаданье в бане. Ох, как же осуждали за него в своё время священнослужители! Считалось оно на редкость непристойным, а главное, опасным - ведь в нём призывалась злая сила. И всё равно гадали.

Выглядело оно так: девушка за полночь одна шла в баню (что, между прочим, само по себе уже подвиг - ведь баня считалась очень опасным местом, где обитал вредный банник, способный умертвить любого), садилась голым задом на полок и говорила трижды: "Банная доска-половица, банная приносная водица, банный полок, банный потолок, с банным хозяином-домовым.

Покажу вам то, чем рожают, а вы покажите то, что меня ожидает", после чего так и пятилась с задранной юбкой к печи. Из печи надо было набрать золы с камнями, столько, сколько в ладони уместится. Затем камни подсчитывали - их число имело решающе значение для будущей судьбы.

Если он бы один, значит и жить в одиночестве. Даже если выйдешь замуж, то или овдовеешь, или разведёшься. Два камня - это два брака, плюс бедность. Три камня - вечные измены мужа. Четыре камня - всю жизнь от злой свекрови зависеть. Пять - богатый и добрый муж, послушные дети.

Шесть - предсказывают крупную кражу или пожар, которые пожрут всё состояние. Семь - потерю детей, одиночество и болезни, особенно тяжёлой будет старость. Восемь и больше - тяжёлая и хлопотная жизнь, со слезами и обидами. Получается, что из восьми вариантов только один - счастливый. Так стоило ли так гадать? Впрочем, и в жизни счастливые люди редкость. А уж при крепостном праве!

Сейчас из всех этих страшных гаданий осталось только одно - гадание с зеркалом.
В полночь гадающая запирается в комнате, ставит напротив друг друга два зеркала, так, чтобы образовался коридор из двенадцати зеркал, говорит: "Суженый ряженый покажись мне в зеркале", и смотрит вглубь.

Там она должна увидеть или суженого, или просто события будущего. Традиционной опасностью этого гаданья считается то, что чёрт в образе "суженого" может выскочить из зеркала и задушить.

А остальные гаданья и вовсе безобидны. Например, разводят в воде яичный белок, размешивают, и смотрят на просвет, какие фигуры он принял - они по смыслу должны предсказать будущее. Можно еще скомкать бумагу, подпалить её, а как сгорит, пепел поднести к освещённой стене - возникшие на тени фигуры должны навести на мысли о грядущем, главное, подключить фантазию и интуицию.

Или, выйдя на улицу, спросить у первого встречного мужчины, как его зовут. Имя должно совпасть с именем будущего мужа. Еще одно из рождественских развлечений - это подслушивать под окнами разговоры. Что услышишь, то тебя и ждёт. Если в выбранном наугад окне ругань и драка, значит так год пройдёт. Если нежно воркуют влюблённые - ждёт счастливая любовь и тебя.
С Рождеством!
 

...

Фото дня

Салат "Подсолнух"
"Best Seller" кафе

Зал Славы

Фото-видео альбомы

Показать случайные фото

Сейчас на сайте:

гостей: 86

Наша официальная группа